Сама я не являюсь поклонницей творчества Ван Гога. Не скажу, что мне его картины не нравятся совсем, нет, некоторые нравятся, даже очень, но для меня в них всё «слишком»: слишком интенсивные и динамичные, слишком тревожные и напряженные. Тебя как бы закручивает в неспокойный водоворот картины. Все работы Ван Гога отражают то или иное мгновение его жизни, полной терзаний, невзгод, лишений и бесконечной борьбы с физическими и психологическими проблемами со здоровьем. Например, обыкновенные кипарисы, которые довольно часто встречаются на полотнах Ван Гога. Кажется, ну просто кипарисы, чего уж там.
Но художник писал брату Тео: «Меня удивляет, что до сих пор они не были написаны так, как вижу их я. По линиям и пропорциям они прекрасны, как египетские обелиски. И такая изысканная зелень! Они — как черное пятно в залитом солнце пейзаже, но это черное пятно – одна из самых интересных и трудных для художника задач, какие только можно себе вообразить».
Ван Гог писал кипарисы и они вызывали у него приступы безумства, это была личная героическая битва художника. Он не мог их не писать, но признавался, что уже боится кипарисов, и каждый раз долго собирается мужеством, чтобы приступить к ним. «Что ж, я заплатил жизнью за мою работу, и она стоила мне половину моего рассудка, это так», — писал Ван Гог брату.
Лечащий врач Ван Гога отправил свой портрет, написанный художником, на хозяйственный двор, где картиной прикрыли дыру курятника. Нашли её случайно только через десять лет.
Жители же Арля, где одно время проживал Ван Гог, требовали от мэра изолировать художника.
А знаменитые подсолнухи в вазе Ван Гог написал лишь для того, чтобы украсить комнату к приезду друга, — через 100 лет одну из картин этой серии продадут за 40,5 млн. долларов.
Моё же знакомство с несколькими оригиналами работ Ван Гога состоялось в этом году в петербургском Эрмитаже. И, честно говоря, эти картины не произвели сильного впечатления. Это достаточно не известные широкой публике полотна, наверно, потому что они не столь броские и необычные, как многие его знаменитые картины. Из коллекции Эрмитажа для себя я выделила две работы Ван Гога.
На картине изображен куст сирени в больничном саду в Сен-Реми, где художник лечился несколько лет. Когда я бросила первый взгляд на картину, то сначала удивилась: это Ван Гог? Но затем чётко уловила его неповторимую манеру письма и, конечно же, ирисы, его ирисы, и эта напряженная синева фона, контрастирующая с летней пышностью природы. Да, это определенно Ван Гог.
Картина была написана во французском Арле, но это воспоминание художника о голландском родительском доме в Эттене, а облик двух женщин художник наделил чертами своих матери и сестры. От картины веяло такой печалью и тревожностью, что хотелось побыстрее отойти, что бы не наполниться этим состоянием.